Зазор в подшипнике определяется как расстояние, на которое наружное кольцо подшипника может быть смещено относительно внутреннего кольца без приложения нагрузки.
Смещение в радиальном направлении называется радиальным зазором.
Смещение в осевом направлении – осевым зазором.
Небольшой зазор всегда необходим во избежание контакта металла с металлом в подшипнике между движущимися частями. Поэтому, прежде чем выбрать подшипник, необходимо внимательно изучить, что его окружает. Различные поля допусков при выборе зазора необходимы для компенсации:
- посадки с натягом;
- термического расширения или сжатия корпуса под воздействием температуры;
- использования в качестве вала или корпуса других материалов, например алюминия;
- компенсации номинального смещения подшипника относительно других частей.
Классификация зазора в подшипниках:
С1 – зазор подшипника меньше, чем С2
С2 – зазор подшипника меньше нормального
СN – нормальный зазор
С3 – зазор подшипника больше нормального
С4 – зазор в подшипнике больше чем, С3
По стандарту ISO, если в обозначении подшипника ничего не указано – зазор подшипника нормальный.
Важно!
Радиальный (домонтажный) зазор в радиальном шариковом или роликовом подшипнике регламентируется стандартом, осевой зазор не регламентируется и зависит от внутренней конструкции.
Осевой зазор/натяг в комплектах радиально-упорных подшипников (шариковых и роликовых конических) формируется при монтаже и зависит от взаимного расположения подшипников в комплекте.
ГОСТ 24810-81 устанавливает условные обозначения групп зазоров и числовые значения радиального и осевого зазоров в состоянии поставки для подшипников качения, приведенных в таблице 1.
Группы зазоров и их обозначения
Обозначение группы зазоров | Наименование типов подшипников |
– 6, нормальная, 7,8,9 – 2, нормальная, 3,4 |
Шариковые радиальные однорядные без канавок для вставления шариков с отверстием: – цилиндрическим – коническим |
– 2, нормальная, 3,4,5 – 2, нормальная, 3,4,5 |
Шариковые радиальные сферические двухрядные с отверстием: – цилиндрическим – коническим |
– 1,6,2,3,4 – 0,5, нормальная, 7,8,9 |
Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с цилиндрическим отверстием; роликовые радиальные игольчатые с сепаратором: – с взаимозаменяемыми деталями – с невзаимозаменяемыми деталями |
– 2, 1, 3, 4 – 0, 5, 6, 7, 8, 9 |
Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с коническим отверстием: – с взаимозаменяемыми деталями – с невзаимозаменяемыми деталями |
– Нормальная, 2 | Роликовые радиальные игольчатые без сепаратора |
– 2, нормальная, 3, 4, 5 – 1, 2, нормальная, 3,4, 5 |
Роликовые радиальные сферические однорядные с отверстием: – цилиндрическим – коническим |
– 1, 2, нормальная, 3, 4, 5 – 1, 2, нормальная, 3, 4, 5 |
Роликовые радиальные сферические двухрядные с отверстием: – цилиндрическим – коническим |
– 2, нормальная, 3, 4 – 2, нормальная, 3 |
Шариковые радиально-упорные двухрядные: – с неразъемным внутренним кольцом – с разъемным внутренним кольцом |
Примечание. Обозначения групп приведено в порядке увеличения значения зазора |
ГОСТ 24810-81 не распространяется на подшипники:
- шариковые радиальные со съемным наружным кольцом;
- шариковые радиальные однорядные с канавкой для вставления шариков;
- шариковые радиально-упорные однорядные;
- шариковые радиально-упорные двухрядные с двумя наружными кольцами;
- шариковые радиально-упорные однорядные с разъемным наружным или внутренним кольцом;
- роликовые радиальные игольчатые со штампованным наружным кольцом, а также на подшипники качения, для которых установлены особые значения зазоров.
Размеры зазоров для однорядных радиальных шариковых подшипников приведены в табл. 2.
Подшипники, предназначенные для нормальных условий эксплуатации (перепад температур между наружными и внутренними кольцами незначителен – 5 – 10 °С), должны иметь зазор, соответствующий основной – нормальной группе.
Размеры зазоров для однорядных радиальных шариковых подшипников без канавок для вставления шариков с цилиндрическим отверстием
Номинальный диаметр d отверстия подшипника, мм | Размер зазора Gr, мкм | |||||||||
наим. | наиб. | наим. | наиб. | наим. | наиб. | наим. | наиб. | наим. | наиб. | |
Группа зазора | ||||||||||
6 | нормальная | 7 | 8 | 9 | ||||||
Свыше 10 до 18 включ. | 0 | 9 | 3 | 18 | 11 | 25 | 18 | 33 | 25 | 45 |
» 18 » 24 » | 0 | 10 | 5 | 20 | 13 | 28 | 20 | 36 | 28 | 48 |
» 24 » 30 » | 1 | 11 | 5 | 20 | 13 | 28 | 23 | 41 | 30 | 53 |
» 30 » 40 » | 1 | 11 | 6 | 20 | 15 | 33 | 28 | 46 | 40 | 64 |
» 40 » 50 » | 1 | 11 | 6 | 23 | 18 | 36 | 30 | 51 | 45 | 73 |
» 50 » 65 » | 1 | 15 | 8 | 28 | 23 | 43 | 38 | 61 | 55 | 90 |
» 65 » 80 » | 1 | 15 | 10 | 30 | 25 | 51 | 46 | 71 | 65 | 105 |
» 80 » 100 » | 1 | 18 | 12 | 36 | 30 | 58 | 53 | 84 | 75 | 120 |
» 100 » 120 » | 2 | 20 | 15 | 41 | 36 | 66 | 61 | 97 | 90 | 140 |
Примерные значения осевых зазоров для радиально-упорных подшипников приведены в таблицах 3 и 4, а для двойных и сдвоенных одинарных упорных шарикоподшипников -в таблице 5. Данные таблицы 5 можно использовать и при монтаже упорных роликовых подшипников.
Рекомендуемый осевой зазор, мкм, для шариковых радиально-упорных однорядных подшипников
Диаметр отверстия подшипника d, мм | Осевой зазор при угле контакта а, ° | ||||||
12 | 26 и 36 | ||||||
Свыше | До | Схема 1 | Схема 2 | Схема 1 | |||
наим. | наиб. | наим. | наиб. | наим. | наиб. | ||
– | 30 | 20 | 40 | 30 | 50 | 10 | 20 |
30 | 50 | 30 | 50 | 40 | 70 | 15 | 30 |
50 | 80 | 40 | 70 | 50 | 100 | 20 | 40 |
80 | 120 | 50 | 100 | 60 | 150 | 30 | 50 |
120 | 180 | 80 | 150 | 100 | 200 | 40 | 70 |
180 | 260 | 120 | 200 | 150 | 250 | 50 | 100 |
Примечание. Схемы установки подшипников: 1 – два в одной опоре; 2 – один в каждой опоре. |
Рекомендуемый осевой зазор, мкм, для радиально-упорных роликовых конических однорядных подшипников
Диаметр отверстия подшипника d, мм | Осевой зазор при угле контакта а, ° | ||||||
10 … 16 | 25 … 29 | ||||||
Свыше | До | Схема 1 | Схема 2 | Схема 1 | |||
наим. | наиб. | наим. | наиб. | наим. | наиб. | ||
– | 30 | 20 | 40 | 40 | 70 | – | – |
30 | 50 | 40 | 70 | 50 | 100 | 20 | 40 |
50 | 80 | 50 | 100 | 80 | 150 | 30 | 50 |
80 | 120 | 80 | 150 | 120 | 200 | 40 | 70 |
120 | 180 | 120 | 200 | 200 | 300 | 50 | 100 |
180 | 260 | 160 | 250 | 250 | 350 | 80 | 150 |
260 | 360 | 200 | 300 | – | – | – | – |
360 | 400 | 250 | 350 | – | – | – | – |
Примечание. Схемы установки подшипников: 1 – два в одной опоре; 2 – один в каждой опоре. |
Рекомендуемый осевой зазор, мкм, для двойных и сдвоенных одинарных упорных шарикоподшипников
Диаметр отверстия подшипника d, мм | Осевой зазор для типов подшипников | ||||||
8100 | 8200, 8300, | 8400, 38400 | |||||
38200, 38300 | |||||||
Свыше | До | наим. | наиб. | наим. | наиб. | наим. | наиб. |
– | 50 | 10 | 20 | 20 | 40 | – | – |
50 | 120 | 20 | 40 | 40 | 60 | 60 | 80 |
120 | 140 | 40 | 60 | 60 | 80 | 80 | 120 |
Приведенные в таблицах 3-5 значения соответствуют нормальным условиям эксплуатации, при которых температура внутренних колец радиально-упорных подшипников не превышает температуру наружных колец более чем на 10 °С, а разность температур вала и корпуса составляет ~10-20 °С; рабочая частота вращения упорных подшипников не превышает половины предельно допустимой частоты вращения для подшипников данного типоразмера.